Давайте разберемся, как осуществить почтовую рассылку, не нарушив при этом Федеральный закон «О персональных данных».
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152 (ред. от 25.07.2011), персональные данные (далее – ПД) – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу (субъекту ПД). Например, ФИО, дата и место рождения, гражданство, адрес, номер телефона. Наиболее уязвимыми являются ПД о состоянии здоровья, религиозных воззрениях, политических взглядах, кредитной истории.
Под обработкой ПД понимаются любые действия (операции) по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению (обновлению, изменению), извлечению, использованию, передаче (распространению, предоставлению, обеспечению доступа), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению информации. Соответственно, юридическое лицо, которое в нашем случае работает с ПД в маркетинговых целях, обозначается как «оператор».
Согласно ст. 6, обработка ПД осуществляется с согласия субъекта ПД. В ряде случаев требуется письменное согласие субъекта, но законом допускается и форма электронного документа. Как вариант – добавление специального раздела в письменный договор с клиентом. В Законе недостаточно четко прописан механизм получения формы согласия, поэтому зачастую директ-маркетологам достаточно того, что клиент регистрируется на сайте, знакомится с правилами его использования и подписывается на RSS-канал. Формой согласия также может считаться отметка в анкете, которая заполняется при личном контакте с клиентом.
Существенные ограничения накладываются Законом на работу с базами данных. Помимо законодательного, следует учитывать и психологический аспект. Далеко не все получатели предложений с использованием личного обращения («Уважаемая, Мария Ивановна, вы выиграли миллион рублей, осталось только купить наши книги…») обрадуются тому, что их ПД используются и будут использоваться впредь в каких-либо маркетинговых целях.
Ряд экспертов утверждает, что эффективные методики прямого маркетинга не противоречат Закону, что его соблюдение позволит ускорить развитие рынка и повысить спрос на эффективные технологии. Тем не менее, не все разделяют столь оптимистический взгляд. Исходя из вышесказанного, более оптимальным вариантом представляется массовая неперсонифицированная рассылка (без использования ПД). Если же для реализации программы лояльности требуется лично обратиться к Марии Ивановне, будьте аккуратны.